Домашнее задание. Как помочь ребёнку. Простые советы от практика.

Если вы осознали, что должны помочь ребёнку выполнить домашнее задание, не воспринимайте это как каторгу. Напротив, вас, без преувеличения, можно поздравить: вы – ответственный родитель! Вы не сбрасываете весь груз обучения на хрупкие плечи своего ребёнка. И это дорогого стоит. Поэтому, чтобы поддержать вас, я как мама и по совместительству репетитор-практик постараюсь дать самые эффективные, опробованные и дающие результаты способы помощи вашим детям. В сегодняшней статье я расскажу, как помочь ребёнку выучить стихотворение наизусть. Эти инструменты я собирала по крупицам и даже придумывала сама, так как я помогала учить стихи не только своему ребёнку, но и своим ученикам, и способность запоминать у всех была разная, и трудности тоже были разные. Но успеха мы достигали со всеми детьми.

Но сначала договоримся  сразу:  первое и главное, без чего НИКОГДА не будет никакого положительного эффекта в ЛЮБОМ занятии с ребёнком – это ваше безграничное терпение и безмерная дружелюбность. В любом случае. Даже при самых глупых ошибках с его стороны. Даже при седьмом объяснении подряд. Даже когда «сам уже давно понял, а он всё ещё не понимает».

Если вы раздражаетесь, если у вас «время поджимает», если вы уже пропустили жизненно необходимый вам телесериал, если вы попросту не хотите делать с ребёнком уроки, но вынуждены их делать – будет только хуже. Ребёнок постепенно возненавидит и вас, и учёбу, и впоследствии даже самый квалифицированный учитель или репетитор может не справиться с этим сгустком отрицательного опыта.

Что же делать? Начать с себя. Ведь вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО любите своего ребёнка. И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите ему помочь. Просто настройтесь на это. Осознайте, что сейчас вы проведёте время вместе, оно будет принадлежать только вам, вы сблизитесь ещё больше, вам обоим будет радостно от полученных ребёнком побед в этом домашнем задании! Может ли быть что-то ценнее этого?

Как помочь ребёнку выучить стихотворение наизусть.

  1. Почему этот пункт не первый, а нулевой? Потому что к конкретному стихотворению, которое вы с ребёнком будете учить, он имеет опосредованное отношение. Но этот пункт – самый важный. Если его на совесть выполнять, ваш ребёнок рано или поздно полюбит поэзию. Ну или как минимум научится её ценить.

Итак – прочтите полностью имя поэта, написавшего стихотворение! Спросите, знает ли ребёнок, что это за человек, что именно о нём он знает. Расскажите, что знаете о поэте вы (если ничего не знаете – краснеть и стыдиться разрешается :-). Найдите в Интернете портрет поэта, рассмотрите его повнимательнее – лицо, одежду. Прочтите пару-тройку фактов из его жизни – но таких, чтобы ребёнок смог это понять. Говорите о поэте уважительно, восхититесь тем, что он старался передать людям что-то хорошее – ведь его стихи читают до сих пор, хотя жил он сто (сто пятьдесят, двести и т.д.) лет назад! Сделайте поэта своим добрым знакомым!

Если есть история создания нужного вам стихотворения, или оно связано с известным историческим событием – это надо обязательно выяснить! Например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» неотделимо от истории России, истории войны 1812 года.

  1. Попросите ребёнка прочесть стихотворение вслух.

Первый момент – ВСЕГДА убеждайтесь, что ребёнку понятны ВСЕ слова в стихотворении. Иначе оно так и не будет выучено как следует, а вы с ребёнком вымотаетесь оба. Из опыта скажу, что даже в произведениях для детей практически всегда есть слова, которые дети не понимают. Пример из всем нам известной детской сказки: «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная». Каждый из нас в детстве слышал или читал эту сказку. Вот только честно: можете сразу, без подготовки, сказать, что такое «лубяная»? Вряд ли. А спросите-ка об этом всех, кто находится рядом – мужа, жену, тёщу, свёкра, подружку, коллег наконец. Не поленитесь, поставьте такой эксперимент! Сколько человек могут ответить? Вот то-то же. А луб – это просто внутренняя гибкая часть коры деревьев. В современном мире интернета найти значение слова и картинку к нему не составляет особого труда.

ОБЯЗАТЕЛЬНО найдите картинку к этому слову, рассмотрите её вместе с ребёнком хорошенько. Спросите, видел ли ребёнок это в жизни. Если видел – попросите вспомнить этот момент, рассказать о том, что именно он видел. Убеждайтесь, что ребёнок понял значение слова, не допускайте его неуверенности! 

  1. Даже если стихотворение небольшое, разделите его на смысловые части. Разделите ФИЗИЧЕСКИ – прочертите горизонтальные линии карандашом или распечатайте стихотворение отдельно, пронумеруйте части и разрежьте листочек. Договоритесь с ребёнком, что будете учить стихотворение по частям, и отложите в сторону (или закройте другим листком) все части, кроме первой. Скажите: «Смотри, здесь совсем немножко! Вы быстро это выучишь, правда?» Скорее всего, ребёнок согласится, ведь сделать немного в любом деле – это всегда по плечу.
  2. Теперь будем работать с каждой частью стихотворения следующим образом.

Возьмите чистые листы бумаги. Пусть ребёнок читает вам по одной строчке стихотворения из первой части и тут же делает зарисовку для этой строчки.

Зарисовка – это не то же самое, что иллюстрация! Это просто набросок, отражающий суть, это то, как ребёнок видит то, что поэт описал словами. Зарисовки могут быть выполнены просто ручкой или карандашом, но, конечно, интереснее, когда они хотя бы немножко цветные.

Не делайте обесценивающих замечаний – пусть зарисовка будет не совпадать с вашим вИдением замысла поэта. Цель этого шага для ребёнка – создать своё собственное художественное вИдение. Например, одна моя ученица к строчке «Тучки небесные, вечные странники» нарисовала глазастые тучки, дружно вышагивающие вдаль с котомками за плечами.

А ещё лучше – делайте свои зарисовки, чтобы тоже выучить это стихотворение вместе с ребёнком – вот тогда это будет самый правильный пример поведения, который вы только можете ему дать! И если в конце всей работы над стихотворением вы будете декламировать его (то есть читать наизусть) и попрОсите ребёнка отметить ваши ошибки, то ваш авторитет в его глазах вырастет в разы. Он увидит, что вы можете не только требовать, но и сами выполнять свои же требования.

Обязательно нумеруйте зарисовки, чтобы не путать их последовательность!

  1. Когда все зарисовки сделаны, положите их рядом с текстом первой части стихотворения. Пусть ребёнок читает эту часть и одновременно показывает вам по зарисовкам то, что читает. Проделайте это несколько раз, а затем уберите текст и пусть ребёнок попробует рассказать всю первую часть по зарисовкам. Если он забыл слова – дайте ему подглядеть в текст. Попробуйте и сами – ещё неизвестно, кто быстрее запомнит слова!

Когда ребёнок без труда рассказывает первую часть – переходите к следующей!

  1. Повторите пункты 3 и 4 для каждой части, на которые вы с ребёнком поделили стихотворение.

Если вам кажется, что всё вышеописанное требует затрат большого количества ваших времени и энергии – вы совершенно правы! Но уже через два-три подобных занятия вы получите не только хорошие оценки у ребёнка за выученные стихотворения, но и его уверенность в своих силах, больше любви к вам как родителю и просто более способного человека для нашего с вами будущего!

Огромного вам удовольствия от помощи вашим детям!

Балакова-Богуш Олеся,

мама и репетитор